Читательская история Володиной Валентины Васильевны, активной читательницы районной библиотеки, участницы клуба «Сударушка», творческой личности (пишет прекрасные стихи): «Мир книги я узнала с очень раннего детства. Нет, мне никто и никогда не читал на ночь. Когда я была совсем маленькой, мы жили в Сибири, в маленьком шахтерском поселке. Там был клуб. В этом клубе мы жили в маленькой комнатке. Мы это - моя мама, тетя и брат. Мама с тетей работали в этом клубе. Но, самое главное, в этом клубе была библиотека. Я очень любила там проводить время. В начале, я просто сидела тихо и рассматривала картинки. Затем понемногу стала учиться читать. Когда мне было 5 лет, я уже самостоятельно читала детские книжки. Очень любила Корнея Чуковского, все было выучено наизусть. «Муха – Цокотуха», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр». Также любила Агнию Барто, Н.Носова «Приключения Незнайки», Джанни Родари «Чиполлино».
В школьные годы стало интереснее читать приключения и фантастику «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, А. Беляева «Голова профессора Доуэля», «Человек - амфибия», я вначале посмотрела кинофильм. И, как известно там очень печальный конец. Я тогда училась в пятом классе. Как я переживала за Ихтиандра! Успокоилась лишь тогда, когда прочитала книгу. Также любила Л.Толстого «Война и мир», «Анна Каренина», «Два капитана» В. Каверина. Чем старше становился мой возраст, тем больше было прочитано книг. Люблю Отечественную литературу: Валентин Пикуль «Фаворит», Федор Абрамов «Пряслины», Михаил Шолохов «Судьба человека», «Поднятая целина», Анатолий Иванов «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень». Люблю детективы Д. Донцовой, А.Марининой. Также люблю зарубежную литературу А.Дюма «Три мушкетера», М.Митчел «Унесенные ветром».
Когда я стала матерью, мне очень захотелось перечитать «Анну Каренину». Я совсем по-другому, чем в юности восприняла образ Анны. Ее свидание с Сережей – читала и плакала. Из поэзии люблю читать Пушкина, С.Есенина и еще много-много книг.
Считаю, что чтение книг - это очень хорошее занятие. Книги многому учат, заставляют переживать, радоваться и восторгаться героями. Под действием книг воспитывается характер. Это я испытала на своем жизненном опыте».
Отзыв о чтении Сотниковой Зинаиды Алексеевны, активной читательницы Первомайской ЦРБ, руководителя клуба «Сударушка», организованного при районной библиотеке: «Детство! Какая приятная пора! И как прекрасно проходило наше детство: игры, коньки, лыжи, санки, прятки… и, конечно, книги. Полюбила я читать рано, когда прочитала произведение Дефо «Робинзон Крузо». Эта книга произвела на меня сильное впечатление; я стала читать «запоем». Так хотелось читать, что сделав уроки, убравшись в доме, скорее садилась за книги. Мама ругалась, чтобы я что- то делала. А я, улучив минуту, когда она выходила из дома, бросала дела и бралась скорее за книгу. Вот такая у меня была привязанность к чтению, так как хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Кто много читает, тот и много знает. В школьные годы любимыми настольными книгами были: «Витя Малеев в школе и дома», «Улица младшего сына», «Васек Трубачев и его товарищи». Ведь все эти произведения воспитывали в нас чувство коллективизма, патриотизма, товарищества, взаимопомощи, дружбы, порядочности. Зачитывались произведениями Н.Н.Носова («Приключения Незнайки»), С.Михалкова, В.Катаева «Сын полка», А.Фадеева «Молодая гвардия», Н.Островского «Как закалялась сталь». А с каким обожанием и трепетом я любила читать произведения А.С.Пушкина. Мне 72 года и я не знаю, в какой уже раз я перечитала роман «Евгений Онегин». Много из произведений А.С.Пушкина знаю наизусть. О Пушкине читала много, очень люблю его творчество! Не столь возвышенно, но… очень с большим уважением отношусь и к лирике М.Ю.Лермонтова, понимая, как он был одинок в своей жизни: «…белеет парус одинокий»; «…выхожу один я на дорогу», а как правдиво и реально Лермонтов откликнулся на смерть А.С.Пушкина. Просто это стихотворение – кульминация, шедевр его творчества: « … Но есть и божий суд, наперстники разврата! Есть грозный суд: он ждет; ….».
Конечно, не осталась равнодушна и к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Читала его с карандашом, делая пометки, выписывала цитаты, перечитывала лирические отступления. Полюбила образ Наташи Ростовой и Андрея Болконского, Пьера, Элен, и, конечно же, перечитывала отрывки о военном совете в Филях, представляя образ М.И.Кутузова. Понимала с юности и творчество В.В.Маяковского. Его стихи о Советском паспорте до сих пор читаю и горжусь своим паспортом: «…К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту... Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза».
Все классики, их произведения нас учили быть патриотами своей Родины, быть достойными гражданами нашей великой необъятной Родины. Сейчас я читаю больше исторических произведений.
Чтобы я посоветовала в настоящее время почитать каждому? Конечно же, читать нашу классику: А.П.Чехова, М.Горького, исторические романы (хотя, сейчас нашу историю перевернули «вспять», а пусть люди читают и узнают правду). Ведь в нашей стране, в настоящее время, стало столько авторов дешевых, не нужных, не поучительных, что просто думаешь: «откуда же берутся эти бездарные, бесчувственные авторы таких романов. Прочь их с полок! Что читать детям? Молодежи?». Меня это и волнует, и тревожит. Мучает то обстоятельство, что наша современная молодежь практически не читает. Телевизоры, компьютеры, техника отбила у людей любовь к чтению, а когда - то наша страна была самой читающей в мире. Поэтому хочется сказать, что книга - лучший друг».
Отзыв о чтении Щевелевой Марии Кузьминичны, читательницы районной библиотеки, участницы клуба «Сударушка»: «В детстве, когда научилась читать, открыла мир такой чудесный, светлый и радостный. Первая книга, именно прочитанная мной лично, так впечатлила меня на всю жизнь, что помню до сих пор. Эта была сказка «Ашик-Кериб». Кто автор, я не помню, но сказка очень красивая, светлая, добрая.
Потом были книги Агнии Барто, Н.Носова, А.Толстого «Золотой ключик», все сказки А.Пушкина, которого люблю и постоянно перечитываю, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова.
Когда стала понимать окружающий мир более осознанно, прочитала «Записки охотника» С.Аксакова, потому что они были созвучны с рассказами моего отца Кузьмы Фёдоровича, охотника. За это и полюбила зоологию. Став постарше, стала читать Н.Некрасова - за правдивое и точное описание крестьянского труда. Наизусть знала многие главы «Евгения Онегина» А.С.Пушкина.
Сейчас перечитываю многих авторов: А.Пушкина, Л.Толстого, Н.Некрасова, И.Тургенева. Люблю стихи А.Кольцова, С.Есенина, А.Фета, Ф.Тютчева за красочное описание родной природы, за простые, яркие слова.
Полюбила басни Крылова и Михалкова за точные и меткие замечания. В юности читала А.Гайдара. Справедливые, добрые, смелые и мужественные герои его произведений надолго оставались моими друзьями.
Перечитывала М.Горького, Ф.Достоевского, Короленко, И.Гончарова, М.Шолохова, В.Быкова, В.Шукшина, Ф.Гладкова. Все книги по-своему производят впечатление, обогащают знания, интерес к окружающему миру.
Всегда любила читать исторические книги. Знать историю страны очень интересно - как жили и трудились люди до нас, о чем мечтали.
В школе любовь к книге нам привил учитель литературы Максимов Борис Сергеевич, поэт, прозаик. Нас он поразил тем, что всего «Евгения Онегина» читал наизусть. Мы с ним изучали В.Быкова, В.Шукшина, А.Гайдара, Н.Носова, Иванова. Учитель истории Тарасов Иван Петрович был участником Великой Отечественной войны, нам он рассказывал о событиях, не указанных в учебниках, советовал какие книги можно почитать. Благодаря им, я свободно окончила два факультета - физико-математический и исторический.
Сейчас все увлекаются компьютерами. А я люблю взять в руки обычную книгу и, открываю для себя другой мир… Человек начитанный интересен сам по себе: своими знаниями, общением». |