ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ
Рекомендательный список нормативно–правовых актов
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. В России проблема терроризма и борьба с ним резко обострились в 90–х годах прошлого столетия. Москва, Буденовск, Волгодонск, Буйнакск, Грозный, Волгоград, Владикавказ, Воронеж, Гудермес, Махачкала, Каспийск, Кизляр, Моздок, Ставрополь, Ессентуки, Пятигорск, Невинномысск, Минеральные Воды — это далеко не полный перечень городов, пострадавших от злодеяний террористов в России. Крупные террористические акты были совершены и в первое десятилетие нынешнего века: захват заложников на Дубровке в Москве в 2002 г. и в школе № 1 в Беслане в 2004 г., взрыв на Черкизовском рынке Москвы в 2006 г., подрыв «Невского экспресса» в 2009 г., террористический акт в метро г. Санкт-Петербурга унесли жизни многих ни в чем неповинных людей и заставили содрогнуться мировое сообщество. Похищение людей, взятие заложников, угон самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация — все это дестабилизирует социально–политическую ситуацию в России и представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности страны.
Экстремизм также является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Сегодня в Российской Федерации создана нормативная база, позволяющая вести эффективную борьбу с терроризмом и экстремизмом, работу по их предупреждению. В Уголовном кодексе РФ предусмотрены уголовные меры ответственности за террористическую и экстремистскую деятельность. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за производство и распространение экстремистских материалов. В последнее десятилетие были утверждены «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации», приняты федеральные законы (центральное место среди которых занимают законы «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности»), постановления Правительства РФ, местные нормативные акты, регулирующие вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом и их профилактики.
Важно отметить, что сегодня различные государства мира консолидируют свои усилия в борьбе с терроризмом и экстремизмом. На международном уровне приняты и действуют конвенции, соглашения, договоры, решения, меморандумы о противодействии терроризму и экстремизму, их предупреждении и пресечении. Многие из этих документов подписаны и ратифицированы РФ. Кроме того, Российская Федерация является постоянным и активным участником Контртеррористического комитета (КТК) при Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН), задача которого — содействие укреплению потенциала государств — членов ООН по предотвращению террористических актов, как на национальном, так и межрегиональном уровнях.
Предлагаемый Вашему вниманию рекомендательный список нормативно–правовых актов предназначен широкому кругу читателей, интересующихся вопросами противодействия терроризму и экстремистской деятельности.
Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма [Электронный ресурс]: (г. Варшава, 16.05.2005 г.) Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Цель Конвенции — в активизации усилий государств, направленных на предупреждение терроризма и его негативного воздействия на полное осуществление прав человека, в частности права на жизнь, посредством мер, принимаемых на национальном уровне и в рамках международного сотрудничества.
РФ ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 20.04.2006 г. № 56–ФЗ. Для России Конвенция вступила в силу 01.06.2007 г.
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [Электронный ресурс]: (г. Шанхай, 15.06.2001 г.). Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Определяет основные цели, задачи, принципы, направления и формы сотрудничества государств — членов ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также механизм ее реализации.
РФ ратифицировала Конвенцию Федеральным законом РФ от 10.01.2003 г. № 3–ФЗ. Для России Конвенция вступила в силу 29.03.2003 г.
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма [Электронный ресурс]: (г. Нью–Йорк, 09.12.1999 г.). Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Главной целью Конвенции является необходимость укрепления международного сотрудничества между государствами в деле разработки и принятия эффективных мер по недопущению финансирования терроризма, а также борьбе с ним путем преследования и наказания совершающих его лиц.
РФ ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 10.07.2002 г. N 88–ФЗ. Для России Конвенция вступила в силу 27.12.2002 г.
Модельный закон о противодействии финансированию терроризма [Электронный ресурс]: (г. Санкт–Петербург, 16.11.2006 г.). Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Устанавливает правовые и организационные основы государственной политики, направленной на обеспечение государственной, общественной и международной безопасности, путем создания правовых механизмов по перекрытию каналов и ликвидации источников финансирования терроризма; регулирует отношения граждан государства, постоянно проживающих на его территории лиц без гражданства, иностранных граждан, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих деятельность, связанную с противодействием финансированию терроризма.
О Перечне организаций, признанных террористическими и экстремистскими в государствах — членах Организации Договора о коллективной безопасности[Электронный ресурс]: решение Комитета секретарей советов безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 05.06.2009. Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
В Перечень включены 32 организации, приводится их краткое описание и основания для включения в Перечень.
О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. 12.05.2009 г. указом Президента РФ № 537. Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Стратегия устанавливает основные приоритеты национальной безопасности РФ: национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Основную угрозу государственной и общественной безопасности представляют терроризм, экстремизм, разведывательная деятельность спецслужб, организованная преступность. В связи с этим определены следующие задачи: повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой системы профилактики правонарушений, снижение уровня коррумпированности и криминализации общества.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 05.10.2009 г. Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Определены три основных направления противодействия терроризму: предупреждение (профилактика) возникновения терроризма; борьба с ним; минимизация (ликвидация) последствий. Предусмотрены конкретные меры борьбы с терроризмом: обеспечение безопасности граждан, оздоровление экономики регионов, разрешение социальных конфликтов, реализация принципа неотвратимости наказания за незаконный оборот оружия, боеприпасов, опасных веществ и финансирование терроризма, пропаганда социально значимых ценностей, научное, информационное и кадровое обеспечение необходимых мероприятий.
О противодействии терроризму [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35–ФЗ (ред. от 30.12.2008 г.). Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Закон направлен на конкретизацию правового регулирования деятельности по борьбе с терроризмом, а также на закрепление основных направлений функционирования в сфере предотвращения террористических актов и противодействия терроризму. В связи с этим определены основные принципы, понятия, организационные и координационные механизмы противодействия терроризму и его предупреждения.
Законом четко распределены полномочия в сфере противодействия и борьбы с терроризмом между федеральными органами исполнительной власти; в целях стимулирования общественности к содействию предусмотрена возможность выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт; регламентированы вопросы возмещения вреда лицам, участвующим в проведении контртеррористической операции и лицам, пострадавшим в результате террористического акта.
О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114–ФЗ (ред. от 29.04.2008 г.). Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности; установлена ответственность за ее осуществление. Перечислены основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности, подчеркнуто значение профилактических мер.
О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115–ФЗ (ред. от 17.07.2009 г.). Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Закон регулирует отношения физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; устанавливает перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях. На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возлагает обязанность проведения внутреннего контроля по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю.
О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 04.05.2008 г. № 333 (ред. от 17.12.2009 г.). Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Определена компетенция федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки России, Минрегион России, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Росгидромет, Ростехнадзор, Росаэронавигация, Роскосмос и Роскартография) в области противодействия терроризму.
О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом[Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 22.01.1997 г. № 58. (ред. от 21.02.2008). Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Устанавливает меры социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом; меры социальной защиты членов их семей.
Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 12.01.2007 г. № 6. Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Правила определяют порядок осуществления за счет средств федерального бюджета социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом: военнослужащих, сотрудников и специалистов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом; лиц, содействующих на постоянной или временной основе федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий; а также членов семей указанных лиц. Правила регламентируют порядок осуществления мер по психологической, медицинской и профессиональной реабилитации пострадавших, оказания им правовой помощи, содействия в трудоустройстве и предоставлении жилья.
Об утверждении Концепции областной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Нижегородской области» на 2012–2014 годы[Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Нижегородской области от 22.12.2009 г. № 3151–р. Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
Цель Программы — разработка и реализация системы дополнительных мер профилактики проявлений терроризма и экстремизма, противодействия распространению идеологии терроризма и экстремизма для обеспечения защиты личности и общества за счет повышения эффективности координации взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в этой деятельности.