Четверг, 09.05.2024, 02:22
Централизованная библиотечная система Первомайского района
Новый сайт с 01.11.2019г.
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Гранты России
НЭБ
Год Театра
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

                  ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА


БАТУРИН
Александр Герасимович
(21.07.1915 - 29.11.1975)
Герой Советского Союза

 

Александр Батурин родился в 1915 году в селе Полтавка Мартукского района Актюбинской области. С пяти лет жил в райцентре. Родители его были крестьянами. Как и многие его сверстники, юноша мечтал о профессии летчика. Первый раз самолёт в полёте увидел в двадцатых годах, и с тех пор в нём засела мысль научиться летать. Запоем читал все, что касается авиации, позже стал делать простейшие модели самолётов. В 1932 году он пошёл работать шофёром сначала в МТС, а затем в политотдел совхоза имени 15 лет ОГПУ, где начальником был Архип Захарович Артыщев.

Мысль о самолётах не покидала его ни на минуту. Он много читал, изучал теорию полёта, аэродинамику, устройство и управление крылатыми машинами. Но он и не надеялся стать лётчиком, так как в его понимании было, что лётчик – это особый человек. Этакий здоровый крепкий детина, большой силы воли и мужества. Куда уж ему - щупленькому, худенькому, ростом чуть за полтора метра. Об авиации он постоянно говорил с начальником политотдела А.З. Артыщевым. И видно вконец «достал» его, и Архип Захарович походатайствовал, чтобы совхоз выписал с завода (из Тушино) учебный планер «УС-4». Вот это была радость!
А.Г.Батурин часто выступал перед школьниками, молодёжью с рассказами о своём боевом пути. Вот его воспоминания о первом знакомстве с небом: «В марте 1934 года со станции привезли большой фанерный ящик. Понимаете моё состояние! Сразу же достал описание планера, инструкцию по сборке и технике полётов. До этого планер я в глаза не видел, но решил попробовать, каков он в деле. Когда сошел снег, подсохло, собрал своих одноклассников, друзей – человек двенадцать. Собрали машину, отрегулировали, поставили на старт. Конечно же, волнуюсь, шутка ли, первый раз в жизни полететь, да ещё без всякой подготовки.
Старт! Планер сразу же двинулся вверх, я успел заметить, что телеграфные столбы справа резко ушли вниз. Я лечу! Передо мной только небо. Даю ручку от себя, планер под углом несётся к земле. Вижу: мои ребята внизу разбегаются кто куда. Земля близко! Беру ручку на себя, и машина переходит на горизонтальный полёт и касается земли. К моему счастью, всё обошлось. Конечно же, переволновались все изрядно, особенно я. Но первый полёт все же состоялся. Я был в небе. Никакого здравого смысла, если судить трезво, в моих действиях не было. Был огромный риск и желание подняться в небо. Выручило меня то, что я все-таки неплохо узнал теорию и действовал быстро и, в основном, правильно».
Позже Александр Герасимович окончил высшую летно-планерную школу Осоавиахима, до этого обучался в Оренбургском аэроклубе, куда его направил начальник политотдела совхоза А.З.Артыщев, которого он считал своим «крёстным отцом». «Если бы не он, навряд ли я стал бы лётчиком» - говорил Александр Герасимович.


Боевая жизнь Батурина началась в первые дни войны. В момент напряженной борьбы за Таллинн, Батурин 21 августа 1941 года вместе с тремя товарищами, принял бой против 20 немецких бомбардировщиков, напавших на наш аэродром. В этом неравном бою немцы были обращены в бегство. Батурин одержал свою первую победу – сбил вражеский самолёт. Бои приближались к городу Ленина. Во главе шестёрки истребителей Батурин вёл разведку дорог на подступах к Ленинграду. Внезапно он наткнулся в воздухе на ведущий самолёт немецкой группы. Немцы были  рассеяны. В тот же день отважная шестёрка Батурина уничтожила еще три «Юнкерса».
Замечательным был один бой Батурина в апреле 1942 года. Немцы тогда пробовали возобновить массированные налёты на Ленинград, но они встретили несокрушимый отпор.  В этой серьезной встрече Батурин сбил три немецких самолёта подряд. Это был высший класс работы истребителя. Уже к концу 1942 года во время штурмовок, в которых участвовал герой, было потоплено три судна, уничтожено 40 зенитно-пулемётных точек, три батареи, одно тяжёлое орудие, 42 автомашины с войсками и грузами, 6 автобусов и легковых машин, 20 повозок, сбито три аэростата воздушного наблюдения, сожжено  и разрушено 33 дома с гитлеровцами и взорвано 4 склада.
Отмечая боевое мастерство и мужество А.Г.Батурина, политическое управление Краснознамённого Балтийского флота выпустило листовку «Отличный штурмовик-истребитель», где, в частности, говорилось: «Герой Советского Союза капитан А.Г.Батурин – воплощение героизма, храбрости, отваги в бою, настойчивости и выдержки. Он отлично овладел авиационной техникой. Стремительными воздушными атаками, метким огнём своего истребителя не раз обращал в бегство врага, много немецких асов вогнал в землю».
Кроме Золотой Звезды и ордена Ленина, А.Г.Батурин был награжден ещё тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, восемнадцатью медалями. О боевом пути героя-балтийца, его подвигах можно прочитать в книгах «Истребители Краснознамённой Балтики» (Лениздат.1975 г.) и «Золотые звёзды Оренбуржья» (В.П.Россовский. Челябинск.1989 г.). Имя А.Г.Батурина носит одна из улиц Алма-Аты.


После войны Александр Герасимович Батурин работал директором энергосети, парторгом ЦК партии на строительстве аэродрома, начальником строительства телевизионного центра в Татарии, в системе Аэрофлота и ДОСААФ. В 1939 году он установил республиканский рекорд по планерному спорту. Воевать А.Г.Батурин начал в июне 1941 года, то есть в первый год войны он совершил 421 боевых вылетов и в 81 воздушном бою сбил 9 самолетов противника. Звание Героя получил в октябре 1942 года, ему вручена Золотая Звезда под номером 751. Всего же за годы войны А.Г.Батурин совершил 563 боевых вылета, даже в масштабах всех советских ВВС немногие имеют подобный боевой счет.  Александр Герасимович Батурин представлялся ко второй Звезде Героя, но по частным причинам так и не получил её.
В районном музее среди документов, рассказывающих о боевой и трудовой жизни А.Г.Батурина, хранится и «Пилотское свидетельство парителя Осоавиахима». Само собой разумеется, что непривычное слово «паритель» родственно со словом «парить». Документ этот выдан 10 сентября 1937 года, а последняя запись в нём сделана в 1965 году. На третьей страничке штамп «Удостоен звания пилота-парителя класса «Б» и подпись начальника планерного отделения ЦС Осоавиахима. В свидетельстве отмечены все полёты на планерах, их характеристики и дата. А в конце как бы общий итог: прыжков с парашютом – 12; 340 полётов на планерах восьми типов общей продолжительностью 71 час 12 минут; летал на самолётах 15 типов (от «У-2» до «ЛА-7» и «ЯК-12»). Вот такую разностороннюю подготовку нужно было иметь, чтобы летать и воевать, как Александр Батурин.
В 1985 году участник Великой Отечественной войны, бывший военный летчик-истребитель, полковник запаса Александр Герасимович Батурин переехал в поселок Первомайский, где  после продолжительной болезни  на 70-ом году жизни умер и похоронен на местном кладбище.

Литература:

В. П. Россовский «Золотые Звезды Оренбуржья». Биографический справочник. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989. — 512 с. Стр. 58–59.

 

ДЬЯЧЕНКО
Иван Михайлович
(7.11.1921 - 14.12.1962)
Герой Советского Союза

Многие в колхозе имени Московского гарнизона помнят русоволосого кудрявого парнишку, который вместе со своими сверстниками гонял голубей, лазил по старым монастырским пещерам, ловил рыбу в степной речке. Никто, ни его товарищи Николай Логинов и Степан Илегенов, ни родственники не предполагали того, что этому простому босоногому мальчишке достанется нелёгкая, полная лишений и тревог судьба лётчика-истребителя, героя.

Иван Михайлович Дьяченко родился 7 ноября 1921 года в селе Ново-Петропавловское Актбасарского района Акмолинской области (Казахстан). В 1929 году семья переезжает в посёлок Сергиевка Тёпловского (Первомайского) района Оренбургской области. Рано лишился Ваня матери, но в дружной трудолюбивой семье он не был лишним или одиноким. Отец работал на колхозной плантации, а дети Иван и Илья (младший брат) бегали к нему в местечко, которое с трёх сторон огибал спокойный Чаган. На плантации зрели краснобокие помидоры, набирала капуста могучие соки земли. А осенью Ваня бегал в школу. Страстью юного Дьяченко были планеры, самолёты, их моделями была загромождена вся комната. И вот настало время, когда школа осталась позади. Собрались товарищи вместе на берегу речки, мечтали о будущем. "А ты куда пойдешь, Ваня?" – спросил друга Логинов. Тот немного подумал и ответил: "Пойду в педучилище, а потом буду учить ребятишек". И вот пятнадцатилетний Дьяченко – студент педагогического училища в городе Бузулуке. ​
В 1940 году Иван Михайлович окончил это училище, но в воздухе уже пахло войной. И он сменил профессию учителя на Оренбургскую школу лётчиков, которую окончил в 1942 году, когда уже пламя войны охватило почти всю европейскую часть Советского Союза. Ненадолго приехал к родственникам в своё родное село. Ефросинья Леонтьевна Максимова – родная тётя будущего героя – спросила: "Куда ты теперь, Ваня?". Глаза его потемнели. "Туда, где уже бьются мои товарищи".
…Самолёт набирает высоту, с которой как на ладони видна пылающая земля. Своё боевое крещение молодой лётчик принял под Воронежем, после этого ему доверили командовать звеном. Затем Орловско-Курская дуга, где Дьяченко проявил мужество и героизм. Летая на самолёте-штурмовике ИЛ-2, он лично сбил четыре самолёта фашистов, в том числе два самолёта «Фокке-Вульф». За это ему присвоено звание Героя Советского Союза.


Это было тяжёлое время. Немного позже сам Дьяченко писал об этом: «Были периоды, когда полностью укомплектованный полк через несколько боевых месяцев заново пополнялся летным составом. Но при этих условиях имена павших героев, их славные дела, боевые традиции и богатый опыт не забывались, а как драгоценная святыня передавались из уст в уста ветеранами новому пополнению лётчиков. Уже через несколько дней после прибытия в полк каждый лётчик, каждый новый воздушный стрелок или младший специалист по технике знал выдающиеся эпизоды полка и боевое мастерство тех, кто завоевал славу родному полку, о погибших говорили как о живых».
Позже Иван Михайлович руководил эскадрильей. Четыре раза был ранен, четыре раза прыгал с горящего самолёта. При третьем вынужденном прыжке под Харьковом он попал на территорию, занятую противником. Но благодаря мужеству, чуткости советских людей, которые сумели переправить его к своим, раненый лётчик вышел через четыре месяца здоровым из госпиталя и предстал перед ошеломленными родственниками, которые давно считали его погибшим.
Потом еще один, четвертый – роковой прыжок. С горящего самолета Иван Михайлович прыгнул, когда до земли было менее ста метров. Получив тяжелую травму позвоночника, после нескольких лет лечения Иван Михайлович был направлен в Краснознамённую военно-воздушную академию имени Жуковского, которую он успешно окончил в 1948 году. Затем стал преподавать в этой академии, сочетая свою плодотворную педагогическую работу с общественно-политической деятельностью. Он успешно защитил учёную степень кандидата наук, стал доцентом. За годы работы в академии он создал более двадцати учебно-методических и научно-исследовательских трудов. Неоднократно избирался на руководящую партийную работу на кафедре и в академии.


Последние годы Ивана Михайловича приковала к постели тяжелая болезнь, но, будучи больным, Дьяченко продолжал работать. 4 декабря 1962 года полковник И.М.Дьяченко умер, В тихом уголке Новодевичьего кладбища в городе Москве установлен скромный обелиск над могилой полковника Дьяченко. Не удалось ему осуществить мечту, чтобы воплотить в художественные образы имена тех, кто погиб, страну защищая, как не пришлось в последний раз взглянуть на родные места.

30 апреля 1975 года в поселке Сергиевка Первомайского района была установлена мемориальная доска нашему земляку, военному лётчику, Герою Советского Союза Ивану Михайловичу Дьяченко.

О нём:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дьяченко,_Иван_Михайлович

 

 

НАУМОВ
Георгий Васильевич
(14.01.1904 - 21.10.1943)
Герой Советского Союза

Георгий  Васильевич Наумов, гвардии лейтенант, командир взвода связи 276-го гвардейского стрелкового полка 92-й гвардейской стрелковой дивизии, родился в 1904 году в селе Шапошникове Первомайского района Оренбургской области в семье крестьянина. Родители его были русскими. Окончив начальную школу в родном селе, вскоре переехал с родителями в город Уральск, где начал работать учеником помощника машиниста. Уже в пятнадцать лет добровольцем ушел в Красную Армию и участвовал в боях под Уральском. В 1920-1935 годах работал заведующим кинотеатром в Уральске, с 1935 года – киномехаником, заведующим электросетью исполкома райсовета Первомайского района.
В 1935 году окончил Уфимскую школу офицерского состава. В Великой Отечественной войне с октября 1942 года до дня гибели - 21 октября 1943 года - воевал под Сталинградом, на Воронежском, Степном фронтах, участвовал в Сталинградской битве, в боях под Воронежем, Харьковом, в освобождении Украины. Был тяжело ранен.
После Курской битвы дивизия, в которой служил Наумов, с боями вышла к Днепру. 23 сентября 1943 года гвардии лейтенанту Наумову была поставлена задача - вместе с саперами разведать оборону противника на острове с отметкой 60,8 и правом берегу реки южнее села Дериевка и одновременно навести связь. Ночью группа Наумова на рыбачьей лодке отчалила от берега, и потянула за собой кабель связи. Стояла темная дождливая ночь, и это помогло группе благополучно достигнуть острова, где она бесшумно сняла боевые дозоры и двинулась на противоположный берег. На западном берегу саперы, обнаружив мины и проволочные заграждения, проделали проходы. Пока Наумов закреплял протянутый кабель и устанавливал связь, товарищи, закончив работы, доложили ему, а он командиру, что все готово. Началась переправа передовых отрядов, которые в рукопашной схватке отбили первые траншеи и закрепились. На занятые позиции прибыли новые подразделения, и разгорелся  бой за плацдарм. Противник вел по пятачку интенсивный огонь. Линия связи часто выходила из строя, и телефонисты едва успевали устранять повреждения. Когда связистов не хватало, на линию выходил командир взвода, и под огнем противника восстанавливал связь.


Так было и днем 15 октября. Плацдарм начала бомбить вражеская авиация. От разрыва бомб вышла из строя коммуникация. Связисты пошли исправлять и погибли. Командир взвода, шедший за ними, был ранен, но продолжал искать повреждение. Пересиливая боль, Наумов полз по линии, пока не нашел место разрыва. Срастив концы провода, он восстановил связь, что позволило командиру полка с дивизионной артиллерией массированным огнем отбить вражескую контратаку.

Георгия Васильевича Наумова нашли без сознания и отправили в госпиталь. 21 октября 1943 года он умер. Так воевал наш земляк Г.В.Наумов.

 

О нём: В. П. Россовский «Золотые Звезды Оренбуржья». Биографический справочник. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989. — 512 с. Стр. 311–312.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz